Церковь Сщм. Антипия расположена в Центральном округе столицы в 400 метрах от Боровицкой башни Московского Кремля, на углу при пересечении Колымажного переулка и Малого Знаменского переулка. Церковь Антипия (середина XVIв.) является центральной и древнейшей частью архитектурного комплекса, состоящего также из следующих сооружений: с юга - придела Свт. Николая чудотворца с трапезной (1739-1741гг.), в его подклете находится придел Св.муч. Екатерины (с 1774г.); с севера - придела во имя Рождества Иоанна Предтечи, и с запада - широкой паперти с колокольней (1796-1798гг.).
Древняя церковь является ценным памятником русского зодчества, представляющим большой историко-архитектурный интерес.
Ведущую роль в изучении и реставрации памятника сыграл Лев Артурович Давид. Отчасти итогом его труда стала основополагающая статья по храму, опубликованная в 1975 году. Она содержит все известные к тому времени исторические сведения о памятнике, а самое главное, результаты тщательных натурных исследований, позволивших выявить первоначальный облик всех частей здания и подготовить проект реставрации.
Центр объемно-простанственной композиции комплекса образует четверик древнего храма, завершающийся двумя ярусами кокошников и шлемовидной главой. С востока к храму примыкают две полукруглые в плане апсиды, меньшая из которых, придел Григория Декаполита, также увенчана шлемовидной главой на барабане. Вытянутый по оси восток-запад южный Никольский придел состоит из прямоугольных в плане помещений храма и трапезной, завершенных плоской скатной кровлей. Северный Предтеченский придел представляет собой большой четверик, с овальной в плане ротондой внутри, перекрытой овальным же куполом с тремя люкарнами и барочной главой на глухом барабане. С востока к четверику примыкает полукруглая в плане апсида. Вытянутая по оси север-юг западная паперть завершается плоской (с юга) и вальмовой (с севера) кровлей. С запада к южной части паперти примыкает двухъярусная колокольня с высоким барочным верхом, сделавшим ее доминантной в композиции зданий. Через колокольню в настоящее время осуществляется вход в храм. Весь комплекс поднят на высокий подклет.
Разновременные части комплекса церкви, в соответствии со временем их сооружения, значительно отличаются друг от друга по материалам, конструкциям, фасадному декору. Древнее ядро храма сложено в основании из кирпича размером 5х11х22 (см) на белом известковом растворе. Система кладки верстовая, забутовка выполнена из обломков известняка. Фундамент бутовый ленточный, сужающийся к подошве. Связи первоначально были выполнены из дубовых брусьев и позже (в XVII веке) заменены на металлические. Первоначальное покрытие кровель - чернолощеная черепица типа «бобровый хвост». В настоящее время кровля крыта медью. Стены в интерьерах и на фасадах обмазаны известью и побелены.
Сохранившиеся первоначальные элементы архитектуры храма Сщм. Антипия представляют для нас значительный интерес. Конструктивные особенности храма во многом определяются характером его структуры - достаточно большого целостного бесстолпного пространства, завершающимся крещатым сводом и световым барабаном, перекрытым полусферическим куполом.
На всем протяжении своего существования древний храм вместе с приделами частично перестраивался. Внешний облик храма в конце XIX начале - XX веков с измененными фасадами и простыми четырехскатными кровлями главного храма и южного придела представлен на фотографиях того времени.
После закрытия храма в 1929 году освободившиеся помещения внутри вначале использовались как жилые, а затем были переданы Государственному музею изобразительных искусств им. Пушкина в качестве подсобных. До 1990-х годов там располагался отдел реставрации тканей и хранилище отдела прикладного искусства.
С момента закрытия храма его состояние постепенно ухудшалось - ветшали фасады, протекали крыши.
Разработка проекта восстановления памятника была поручена Всесоюзному производственному научно-реставрационному комбинату (ВПНРК), научно-исследовательской проектной мастерской (НИПМ - с 1992г. - ГУП ЦНРПМ). В процессе обследования памятника наибольшее внимание было уделено древнему ядру комплекса, имевшему важное истрико-архитектурное значение. Л.А.Давидом были исполнены, основанные на тщательном натурном обследовании памятника, реконструкции. В середине 1950-х годов вместе с реставрацией центрального ядра комплекса, чтобы лучше выявить формы церкви Антипия, был разобран верх четверика Никольского придела. При исследовании памятника и составлении проекта реставрации наиболее широко применялся архитектурно-археологический метод с минимальной докомпоновкой объемных частей древнего здания. После разработки в 1970-е годы проектной документации по всему комплексу зданий, постепенно - до начала 1980-х годов - производилась их архитектурная реставрация. В результате удалось вернуть первоначальный облик основным частям и элементам зданий комплекса и, прежде всего, древней церкви Антипия. В ней восстановили завершение четверика и барабан центральной главы, порталы, ряд оконных проемов и др. В качестве объекта докомпоновки следует назвать малый барабан апсиды.
Одновременно реставрировались и ценные в историко-художественном отношении боковые приделы здания (за исключением неоправданно разобранного верха Никольского придела), но южный придел до конца отреставрирован не был. В 1990 году проводился внешний ремонт церкви.
В 1991 году образована церковная община, однако, помещение было передано церкви только в мае 2005 года.
В настоящее время в храме регулярно проводятся богослужения и возобновлены реставрационные работы.
При перепечатке (или любом ином использованиии) материалов, опубликованных на сайте, активная ссылка на оригинальную страницу сайта обязательна.