Есть в Подмосковье удивительный храм. Он расположен на окраине древнего города Звенигорода, на высоком холме на берегу Москвы-реки.
Это знаменитый Собор Успения Божией Матери на Городке. Его уникальность в том, что являясь одним из древнейших храмов Подмосковья, он прекрасно сохранился до наших дней в почти первозданном виде. Построенный в конце XIV века этот белокаменный храм весь устремлен вверх. Неизвестные зодчие Успенского Собора нашли удивительно верные пропорции, во всем соблюли чувство меры, что отличает истинное произведение искусства.
Этот храм, как и церковь Покрова на Нерли, «не только самый совершенный храм, созданный на Руси, но и один из величайших памятников мирового искусства» (И.Грабарь), на близком расстоянии кажется значительно выше, чем он есть на самом деле. И в этом особенный замысел древних зодчих, определивший всю архитектурную композицию храма.
Выстроенный на средства звенигородского князя Юрия Дмитриевича, в XIV-XV веках он служил главным храмом удельного Звенигородского княжества.
Отдельно стоящая звонница построена значительно позже - в начале XIX века.
Первоначально стены этого четырёхстолпного одноглавого белокаменного храма, заканчивались закомарами, которые в дальнейшем срубили. Соответственно, и кровля была не четырехскатной, как сейчас, а позакомарной, и кроме того, между закомарами и главой располагались кокошники.
Но даже в нынешнем своем упрощенном виде храм невероятно красив. На стенах и верхней части барабана расположен пояс орнаментальной белокаменной резьбы, прекрасно сохранившийся до наших дней.
И все же годы и века берут свое и, несмотря на неплохую сохранность, храму требуется серьезная реставрация.
Нас пригласили на его реставрацию в 2009 году. Проект разрабатывают специалисты ЦНРПМ (Гл.архитектор Калугина И.В.).
Особых сложностей при проведении реставрации мы не встретили, - нам приходилось иметь дело и с гораздо более «тяжелыми» случаями, - так, например, с 2005 года мы реставрируем храм Антипия Пергамского на Колымажном дворе (г.Москва), он более молодой - XVI век, - чем Успенский Собор, но сохранился намного хуже, и работа там значительно сложнее, а при реставрации Иоанно-Предтеченского женского монастыря - он еще моложе - XIX век, - башни-колокольни пришлось восстанавливать буквально из руин.
Итак, из дуба были воссозданы оконные заполнения барабана, а во внутреннем объеме храма - смонтированы леса с выносной площадкой на уровне связей для работы художников-реставраторов, приступивших к расчистке сохранившихся росписей начала XV века.
В следующем году началась реставрация западного фасада. Здесь больше всего пришлось повозиться с белокаменными капителями. Изначально они были выполнены из отдельных блоков, скрепленных между собой металлическими скобами, которые со временем коррозировали и перестали выполнять свою функцию. Кроме того, на капителях отсутствовали окрытия, что еще больше ухудшило ситуацию - блоки разошлись по швам и «расползлись». При восстановлении капителей блоки были демонтированы, расчищены, докомпонованы и установлены на место с укреплением полосой из нержавеющей стали. Сверху установлены медные окрытия.
При реставрации барабана основные разрушения (глубиной до 150 мм) были выявлены на оконных откосах. Делать белокаменные вставки, т.е. вычинять старый - «родной» белый камень и менять его на новый, мы не стали. Решили восстанавливать эти участки поэтапно, слой за слоем, специальным реставрационным докомпоновочным составом для белого камня.
Кроме того, без применения химических реактивов, смывок и растворителей, - вручную, - была произведена расчистка белокаменной поверхности барабана, поверху украшенного резьбой.
Медную «юбку» главы заменили на новую - с другой конфигурацией - для лучшей защиты от атмосферных осадков и лучшего визуального восприятия резного пояса верхней части барабана.
После этого поверхность барабана огрунтовали и покрыли специальной защитной краской для белого камня. На окнах установили медные отливы.
На западном портале пришлось очень серьезно поработать с архитектурными элементами из белого камня. Его базы, капители и резьба были отреставрированы методом «послойных домазок», а полностью утраченные «грифы» - восстановлены по сохранившимся элементам и рисункам методом воссоздания лепного декора (модель - форма - отливка) и установлены на место.
Кровля храма сейчас в удовлетворительном состоянии. Пока ее просто очистили от старых покрасочных слоев и загрязнений и окрасили в зеленый цвет, однако дальнейшем планируется все-таки выполнить кровлю из меди.
Что касается будущего.
Предстоит очень серьезная и кропотливая работа, чтобы полностью довести храм «до ума». Необходимо отреставрировать три оставшиеся фасада; много работы по белокаменному цоколю и ступеням лестницы; по устройству новой медной кровли.
Все перечисленное нам хорошо знакомо, у нас немалый реставрационный опыт, и мы, безусловно, справимся.
Главная же проблема, как это часто бывает в реставрации, - финансирование. С ним всегда большие сложности.
Но все же мы смотрим в будущее с оптимизмом. Ведь этому храму (а значит и всем нам) сказочно повезло в истории. Его не разрушили татары, он не пострадал во время кровавых междоусобиц XV века, его не сожгли поляки в «смутное» время, не взорвали после революции большевики, он даже уцелел во время страшных боев 1941 года, хотя, находясь на вершине холма, был отличной мишенью для артиллерии и авиации противника.
Должно ему повезти и на этот раз.
Храм был закрыт в 1930 г., однако сразу после окончания Великой Отечественной войны он был передан верующим, и начиная с апреля 1946 года в нем регулярно велись богослужения. С конца 1990-х является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря.
Ремонт, производившийся на рубеже XX - XXI веков внес ряд искажений в памятник: упрощены основания лопаток и порталы, установлены двери, не гармонирующие с обликом здания. У востоку от собора в 2000-х гг. построена новая церковь в эклектичных формах.
Возможно, у государства найдется необходимая (не такая уж и большая) сумма, а может, появятся частные спонсоры (такое тоже иногда случается), а может неравнодушные люди, каждый, по капельке, по копеечке перечислят, и наберется столько, сколько нужно, чтобы этот прекрасный памятник раннемосковского зодчества сохранялся и дальше, и радовал, и восхищал наших потомков.
Ну просто не может быть, чтобы он остался без реставрации и разрушался!
В любом случае свою работу мы должны довести до конца.
Община Подворья Саввино-Сторожевского мужского монастыря Храм Успения Божией Матери на Городке собирает средства на продолжение в 2011 году реставрационных работ на южном и северном фасадах храма, являющегося уникальным памятником истории и культуры XIV века, и будет признательна всем, оказавшим посильную помощь
Реквизиты для внесения пожертвований: р/с 40703810103720140531 в Одинцовском филиале Банка «Возрождение» БИК 044525181 к/с 30101810900000000181 в ОПЕРУ МГУТУ Банка России ИНН юридического лица 5015005628 Наименование получателя Подворье Саввино-Сторожевского мужского монастыря Храм Успения Божией Матери на Городке в Звенигородском филиале Банка «Возрождение» (ОАО) Банк получателя Банка «Возрождение» (ОАО) г.Москва Назначение: пожертвование на ремонтные работы
* при подготовке материала использованы фотографии Барщевского И. Ф. из фотоврхива ИИМК РАН, (O.483.33, O.483.35)
При перепечатке (или любом ином использованиии) материалов, опубликованных на сайте, активная ссылка на оригинальную страницу сайта обязательна.